Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.
Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.
Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребёнок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.
Этиология
Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев — это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.
В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:
- инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг, нервную систему (один из самых распространённых – менингит);
- гипоксия (кислородное голодание плода);
- ДЦП;
- синдром Дауна;
- аутизм;
- врождённые патологии ЦНС;
- ишемия головного мозга;
- эпилепсия;
- опухоль головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- лейкодистрофия;
- патологии сосудов головного мозга и ликвородинамики;
- психические заболевания.
К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:
- перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности;
- неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребёнка – курение, распитие спиртных напитков, приём наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
- травмы ребёнка при родах, тяжёлая беременность;
- перенесённые ребёнком тяжёлые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
- сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
- тяжёлая психологическая травма;
- генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
- неправильное воспитание ребёнка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.
Следует понимать, что сама по себе ЗПРР — это следствие определённых патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.
Мнение врачей:
Задержка психоречевого развития может быть вызвана различными факторами, такими как генетическая предрасположенность, неблагоприятные условия окружения или ранние травмы. Врачи подчеркивают, что раннее выявление и коррекция этой проблемы играют решающую роль в дальнейшем развитии ребенка. Своевременное обращение к специалистам, проведение комплексного обследования и назначение индивидуальной терапии позволяют эффективно справиться с задержкой и обеспечить ребенку возможность полноценно развиваться. Важно помнить, что каждый случай уникален, и подход к лечению должен быть адаптирован под конкретные потребности и особенности каждого ребенка.
Симптоматика
Симптомы задержки психоречевого развития у детей
В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:
- отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
- неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
- ребёнок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
- в возрасте 2,5–3,5 лет ребёнок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
- искажение артикуляции некоторых звуков;
- речевая инактивность;
- практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трёх лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своём окружении.
Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:
- слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
- ребёнку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
- концентрация на определённых предметах или ситуациях у ребёнка вызывает затруднение;
- может присутствовать синдром гиперактивности;
- мозаичность запоминания материала;
- наглядно-образная память преобладает над вербальной;
- низкая мыслительная активность;
- ребёнок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
- дислексия;
- дисграфия (нарушение письменной речи);
- аффективные реакции;
- инфантильность;
- резкая смена настроения;
- эмоциональная нестабильность;
- двигательная неловкость, недостаточность координации движений.
Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:
- ребёнок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
- не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребёнок может не реагировать позитивно даже на родителей;
- склонен к стереотипному поведению — длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
- избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
- не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать её не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
- не понимает обращённой к нему речи.
При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.
Диагностика
В этом случае требуется консультация группы специалистов — педиатра, невролога, детского отоларинголога, детского психиатра и психолога, логопеда. Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.
Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:
- дуплексное сканирование артерий головы;
- КТ и МРТ головного мозга;
- ЭЭГ;
- ЭхоЭГ;
- нейропсихологическое тестирование.
Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.
Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:
- диагностическое обследование речи;
- денверский тест психомоторного развития;
- шкала психомоторного развития по Гриффитс;
- диагностика по шкале Бейли;
- шкала раннего речевого развития.
Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:
- синдром Дауна;
- аутизм;
- олигофрения;
- элективный мутизм;
- общее недоразвитие речи 1–4 уровня.
На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.
Опыт других людей
Задержка психоречевого развития – это серьезная проблема, о которой говорят многие родители и специалисты. Некоторые выражают беспокойство по поводу отставания в развитии своего ребенка, другие делятся опытом и советами о том, как помочь малышу преодолеть трудности. Одни подчеркивают важность своевременной диагностики и ранней помощи, другие отмечают, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Важно помнить, что поддержка и понимание окружающих играют ключевую роль в преодолении задержки психоречевого развития у детей.
Лечение
Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.
Приём медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:
- седативные;
- ноотропные;
- витаминно-минеральный комплекс.
Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка.
Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.
Аппарат для магнитотерапии
Кроме этого, могут быть показаны:
- лечебная физкультура — занятия в спортзале, плаванье;
- арт-терапия;
- курсы мануальной терапии.
Лечение также может проходить и в домашних условиях — врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребёнком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.
Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребёнка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.
Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:
- питание ребёнка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
- обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
- активные, подвижные игры;
- взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.
Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребёнок дойдёт до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.
Прогноз и профилактика
Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:
- систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
- исключение травм головы и ЦНС;
- своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
- ведение здорового образа жизни во время беременности.
Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребёнка проконсультироваться у генетика.
К какому врачу обратиться С подозрением на заболевание или состояние «Задержка психоречевого развития» следует обращаться к доктору со специализациями: Логопед, Невролог, Психолог. Заболевания со схожими симптомами:
Частые вопросы
Как ведут себя дети с задержкой психоречевого развития?
Для детей с задержкой психического развития характерны: недостаточная степень развития памяти, моторики, мышления, речи, внимания, а также самоконтроля. Кроме того, отмечается примитивность и неустойчивость эмоций, плохая успеваемость в школе.
Можно ли вылечить задержка психического развития?
Как правило, диагноз ставят в 5-6 лет (перед школой). Но следует понимать, что ЗПР – это не приговор. При своевременном и комплексном лечении задержка может устраняться практически полностью.
Когда дети с Зпрр начинают говорить?
В 3 года ребенок уже должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, строить уже более осмысленные обороты речи. В 4 года ребенок должен говорить грамматически правильно построенными фразами, употребляя все части речи, строить сложные предложения, уметь обобщать предметы в группы.
В чем разница между Зпрр и ЗРР?
ЗПР — это задержка психического развития, ЗПРР – задержка психического и речевого развития. Симптомы этих нарушений развития становятся заметны, когда ребенок не осваивает те или иные навыки, которые уже освоили его ровесники.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Если у вас есть подозрения на задержку психоречевого развития у ребенка, обратитесь к специалисту – логопеду или детскому неврологу. Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее будут результаты.
СОВЕТ №2
Постарайтесь создать благоприятную речевую среду для ребенка: читайте сказки, песенки, играйте в разнообразные развивающие игры, общайтесь с ним, поощряйте его попытки общения.
СОВЕТ №3
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый ребенок уникален, и у каждого свой темп развития. Сосредоточьтесь на его прогрессе и поддерживайте его.