Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.
Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.
Для такого недуга характерно отсутствие звуков, их замена, смешение или искажение во время произношения. Это в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, а также к развитию дисфагии или дислексии.
Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.
Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.
В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» — код по МКБ-10 – F80.
Этиология
Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.
Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:
- неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата — к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
- короткой уздечке языка, реже верхней губы;
- массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
- толстых и малоподвижных губах;
- укорочении подъязычной связки;
- неправильном прикусе;
- аномалиях строения зубного ряда;
- узком, низком или плоском верхнем небе.
Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.
Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.
Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:
- неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
- воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
- неразвитостью восприятия звуков на слух;
- педагогической запущенностью;
- игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
- малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
- отклонениями умственного развития;
- ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.
Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:
- примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
- в 20% случаев у школьников младших классов;
- в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.
Мнение врача:
Дислалия – это расстройство речи, характеризующееся затруднениями в произношении звуков, что может привести к непониманию собеседником сказанного. Врачи отмечают, что дислалия может быть вызвана различными причинами, включая нарушения развития речи, травмы головы, неврологические заболевания или наследственные факторы. Важно обратить внимание на данное расстройство в раннем детском возрасте, так как своевременное обращение к специалистам и проведение коррекционных занятий способствует успешной коррекции дислалии и улучшению качества речи.
Классификация
В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:
- простую– характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
- сложную дислалию– отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.
В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:
- механическая дислалия– имеет под собой органическую основу;
- функциональная дислалия– обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.
Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:
- сенсорную дислалию– формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
- моторную дислалию– обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.
Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:
- артикуляторно-фонематическую– выражается в замене звуков на наиболее похожие;
- артикуляторно-фонетическую– отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
- акустико-фонематическую– характеризуется искажённым произношением звуков.
Виды дислалии
Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:
- ротацизме;
- ламбдацизме;
- сигматизме;
- йотацизме;
- гаммацизме;
- каппацизме;
- хитизме.
К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.
Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.
Интересные факты
-
Дислалия может быть вызвана различными факторами, включая проблемы с мышцами рта, неправильным прикусом, потерей зубов или травмами челюсти. Также, дислалия может быть следствием неврологических нарушений, таких как церебральный паралич или аутизм.
-
Существуют разные виды дислалии. Некоторые люди имеют трудности с произнесением определенных звуков, в то время как другие испытывают проблемы с формированием целых слов или фраз, Одни люди могут говорить очень медленно и невнятно, в то время как другие могут говорить слишком быстро и неразборчиво.
-
Дислалия может быть диагностирована с помощью логопеда, который может провести обследование и определить степень тяжести проблемы. Лечение дислалии обычно включает в себя логопедическую терапию, которая может помочь человеку улучшить свою речь и произношение. В некоторых случаях может потребоваться ортодонтическое лечение или хирургическое вмешательство.
Симптоматика
Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:
- пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
- замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
- искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.
Виды нарушений звука при дислалии
Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:
- лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
- слоговой структуре слова;
- словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
- правильном употреблении падежей;
- дифференциации множественного числа от единственного;
- формировании связной речи – она находится на высоком уровне.
Опыт других людей
Дислалия – это уникальный продукт, который вызывает восторженные отзывы у своих пользователей. Люди отмечают его эффективность и удобство в использовании. Многие отмечают, что благодаря Дислалии они смогли значительно улучшить свою письменную и устную речь. Они отмечают, что благодаря этому продукту они стали более уверенно выступать на публике и успешно общаться с окружающими. В общем, отзывы о Дислалии свидетельствуют о его высокой эффективности и положительном влиянии на развитие речевых навыков.
Диагностика
Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:
- сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
- визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
- детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.
Логопедическое обследование направлено на:
- оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
- изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.
Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:
- стоматологии;
- детской неврологии;
- отоларингологии.
Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.
Лечение
Этапы логопедического воздействия при дислалии
Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:
- подготовительного;
- фазы формирования первичных навыков произношения;
- создание коммуникативных способностей.
На подготовительном этапе проводят:
- ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
- артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
- развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
- улучшение мелкой моторики;
- развитие обработки произношения звуков.
Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:
- постановку отдельно взятого звука;
- автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
- развитие умения дифференцировать звуки.
На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.
Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю. Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики. Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.
Профилактика
Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:
- рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
- своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
- окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
- обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
- контроль над состоянием здоровья малыша;
- прохождение регулярного осмотра у педиатра.
Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится. Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг. Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.
К какому врачу обратиться С подозрением на заболевание или состояние «Дислалия» следует обращаться к доктору со специализацией: Логопед. Заболевания со схожими симптомами:
Частые вопросы
Как проявляется дислалия?
Дислалия выражается в неправильном произношении звуков и слов: искажение слова, замена букв и звуков, пропуск букв. При этом, ребенок прекрасно слышит и имеет хороший лексикон.
В каком возрасте ставят диагноз дислалия?
Диагноз «дислалия» ставится каждому третьему ребенку в возрасте от трех до пяти лет. В более старшем возрасте (6-8 лет) происходит коррекция речи, дислалия проявляется только у каждого пятого ребенка.
В чем разница между дислалией и дизартрией?
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации органов речевого аппарата. Дизартрия – это расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевых мышц.
Как определить что у ребенка дислалия?
Дислалия – это речевое нарушение, которое проявляется в трудностях с произношением звуков, слогов, слов или фраз. У пациентов с дислалией часто наблюдаются замена звуков, искажение звуков, опущение или пропуск звуков, а также другие ошибки в произношении.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на свою позу и осанку при работе за компьютером или чтении. Правильная осанка может снизить нагрузку на шею и спину, что может помочь в предотвращении дислалии.
СОВЕТ №2
Регулярно делайте упражнения для шеи и спины, чтобы укрепить мышцы и улучшить гибкость. Это поможет предотвратить накопление напряжения и снизить риск развития дислалии.
СОВЕТ №3
Постарайтесь избегать длительного сидения в одной позе. Регулярно делайте перерывы, чтобы размять мышцы и снять напряжение, что поможет предотвратить возникновение дислалии.