Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.
Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.
Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.
Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.
Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.
Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.
Этиология
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.
Привести к подобному расстройству может несколько факторов:
- внутриутробная гипоксия плода, которая приводит к поражению ЦНС;
- конфликт резус-факторов крови матери и плода;
- асфиксия плода во время рождения – такое состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти;
- получение ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности;
- пристрастие беременной к вредным привычкам;
- неблагоприятные условия труда или проживания представительниц женского пола в период вынашивания плода.
Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.
Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:
- частые острые заболевания различной этиологии;
- наличие каких-либо хронических недугов;
- перенесённые черепно-мозговые травмы.
Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:
- дизартрия;
- ринолалия;
- алалия;
- афазия.
Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.
Общее недоразвитие речи
Мнение врача:
Общее недоразвитие речи у детей является серьезной проблемой, требующей внимания специалистов. Врачи отмечают, что такие дети испытывают затруднения в формировании связной речи, а также восприятии и понимании речи окружающих. Это может сказываться на их общей коммуникативной способности и социальной адаптации. Важно обращать внимание на подобные проблемы в раннем возрасте и обращаться за помощью к специалистам, таким как логопеды и детские неврологи, для своевременной коррекции и поддержки развития детей с общим недоразвитием речи.
Классификация
Существует четыре степени речевой недоразвитости:
- ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
- ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
- недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
- ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:
- неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
- осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
- общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.
Интересные факты
-
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это не просто задержка речевого развития, а системное нарушение всех компонентов речевой системы, которое проявляется в затрудненном формировании и использовании средств общения.
-
ОНР может быть вызвано различными факторами, такими как: нейропатологические проблемы, генетические нарушения, дефекты слуха или зрения, недостаточное речевое окружение, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье.
-
ОНР имеет несколько уровней сложности, от легкой до тяжелой. При легкой степени ОНР дети могут иметь трудности с пониманием и использованием речи, а также с построением фраз и предложений. При тяжелой степени ОНР речь может быть полностью отсутствовать, или ребенок может использовать отдельные слова и фразы, которые трудно понять.
Симптоматика
Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.
Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:
- нарушение памяти;
- снижение умственной деятельности;
- отсутствие интереса к познанию нового;
- утрата внимания.
У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:
- вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
- общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
- ограниченный запас слов;
- нарушение в построении слов;
- расстройство в произношении звуков;
- ребёнок не может различать звуки.
Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:
- наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
- словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
- дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
- отсутствие понимания разницы между числами;
- нерациональное применение предлогов и падежей;
- звуки произносятся с множественными искажениями;
- фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
- неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.
Симптомы ОНР 2 уровня
Параметры ОНР третьего уровня:
- наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
- затруднение с построением сложных фраз;
- увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
- допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
- незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.
Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:
- наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
- уровень фонетического понимания понижен;
- допущение ошибок во время словообразования;
- широкий словарный запас;
- расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.
Опыт других людей
Общее недоразвитие речи часто вызывает беспокойство у родителей. Они отмечают, что дети могут испытывать трудности с произношением звуков, формулированием мыслей и пониманием речи. Люди обращают внимание на то, что такие дети могут испытывать трудности в общении со сверстниками и в учебе. Однако, с помощью специалистов и подходящих методик, большинство детей успешно преодолевают эти трудности и развивают свои речевые навыки.
Диагностика
Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.
Определение патологии и её степени тяжести состоит из:
- определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
- оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.
В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.
Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.
Лечение
Лечение ОНР у детей
Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.
Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:
- недуг 1 уровня – активизация самостоятельной речи и развитие процессов понимания того, что говорят к ребёнку. Помимо этого, уделяется внимание мышлению и памяти. Обучение таких пациентов не ставит перед собой цели в достижении нормального фонетического оформления речи, но учитывается грамматическая часть;
- ОНР второго уровня – выполняются работы не только над развитием речи, но и над пониманием произносимого. Терапия направлена на улучшение звукопроизношения, формирование осмысленных фраз и разъяснение грамматических и лексических тонкостей;
- Заболевание 3 степени – осуществляется корректировка осознанной связной речи, усовершенствование сторон, связанных с грамматикой и лексикой, усвоение произношения звуков и фонетического понимания;
- ОНР 4 уровня – терапия направлена на коррекцию возрастной речи для последующего беспроблемного обучения в общеобразовательных учреждениях.
Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:
- ОНР 1 и 2 уровня – в специально предназначенных школах;
- ОНР 3 уровня – в общеобразовательных учреждениях с условием коррекционного обучения;
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи – в общеобразовательных школах.
Осложнения
Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:
- полное отсутствие речи;
- эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
- дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченым ОНР.
Профилактика и прогноз
Во избежание развития подобного недуга необходимо:
- женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
- родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
- как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.
Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.
К какому врачу обратиться С подозрением на заболевание или состояние «Общее недоразвитие речи» следует обращаться к доктору со специализацией: Логопед. Заболевания со схожими симптомами:
Частые вопросы
Что относится к общему недоразвитию речи?
Общее недоразвитие речи у детей (ОНР) – это патологическое состояние, при котором происходит нарушение формирования всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений.
Какие особенности имеют дети с общим недоразвитием речи?
Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти.
В чем разница Тнр и ОНР?
Дети с ТНР – это дети с различными видами и степенью нарушений речевой функций. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), обусловленным дизартрией, I, II и III уровнем речевого развития.
Что означает общее недоразвитие речи 3 уровня?
ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций..
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на свою дикцию и произношение. Попробуйте читать вслух и записывать свой голос, чтобы выявить слабые места и работать над ними.
СОВЕТ №2
Постоянно пополняйте свой словарный запас. Читайте книги, статьи, слушайте аудиокниги и общайтесь с людьми, чтобы узнавать новые слова и фразы.
СОВЕТ №3
Практикуйтесь в публичных выступлениях. Это может быть чтение стихов, выступление на мероприятии или даже участие в дебатах. Чем больше опыта, тем увереннее будет ваша речь.