logo
addres

г. Нижневартовск, ул. Нефтяников, д. 72б.

  • Наши врачи
  • О клинике
    • Наши работы
    • Лицензии
    • Фотографии
    • Памятка для пациента
  • Цены
  • Магазин
  • Контакты
Статьи ›

Дислексия

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Мнение врача:

Дислексия – это расстройство, которое затрагивает способность человека читать, писать и понимать письменный текст. Врачи отмечают, что дислексия не является следствием недостатка интеллекта или обучаемости. Это нейрологическое расстройство, которое может быть обнаружено еще в детском возрасте. Специалисты подчеркивают, что раннее выявление и поддержка ребенка с дислексией играют важную роль в преодолении трудностей, связанных с этим расстройством. Поддержка со стороны родителей, учителей и специалистов помогает детям справиться с дислексией и развить свой потенциал.

ДИСЛЕКСИЯ — БОЛЕЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙДИСЛЕКСИЯ — БОЛЕЗНЬ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая.Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая.Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая.Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая.Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая.Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Интересные факты

  1. Дислексия – это своего рода нейробиологическое расстройство, которое влияет на обучение и не связано с интеллектом. Люди с дислексией имеют трудности с чтением, письмом и правописанием. Они часто путают буквы, слова и цифры и им бывает трудно прочитать текст вслух.

  2. Дислексия является одним из самых распространенных расстройств обучения. Около 10% населения мира (или около 700 миллионов человек) имеют дислексию. Это означает, что в каждом классе есть по крайней мере один ученик с дислексией.

  3. Дислексия не является признаком интеллектуальной недостаточности. Многие люди с дислексией имеют высокий интеллект и успешны в различных областях. Некоторые известные люди с дислексией включают Тома Круза, Киану Ривза, Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Александра Грэма Белла, Уинстона Черчилля и Стивена Спилберга.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Опыт других людей

Дислексия – это расстройство, которое часто недооценивают. Люди, сталкивающиеся с ней, часто описывают ее как постоянное препятствие в обучении и повседневной жизни. Многие родители выражают беспокойство по поводу того, как дислексия влияет на успех и самооценку их детей. Однако, благодаря осведомленности и поддержке, многие люди с дислексией находят способы преодолеть трудности и добиться успеха в учебе и карьере.

  • Читайте также:
    Дезориентация

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

К какому врачу обратиться С подозрением на заболевание или состояние «Дислексия» следует обращаться к доктору со специализацией: Логопед. Заболевания со схожими симптомами:

Частые вопросы

Что такое дислексия простыми словами?

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка.

  • Читайте также:
    Общее недоразвитие речи

В чем выражается дислексия?

Обязательные симптомы дислексии Многочисленные ошибки при чтении. При этом дислексик каждый раз допускает разные ошибки при прочитывании одного и того же слова. Низкая скорость чтения по сравнению с другими детьми. Нарушение понимания прочитанного.

Что такое дислексия пример?

Дислексия — расстройство, при котором человеку трудно научиться читать и писать и в дальнейшем пользоваться этими навыками. Например, он может путать и менять местами буквы при написании, с трудом разбирать длинные слова, читать и писать очень медленно, быстро уставать от этих занятий.

Как дислексия видят текст?

Дислексия — специфические расстройства чтения, письма и счета. Дислектики по-другому воспринимают информацию: зачастую они видят текст в виде наложенных друг на друга букв или меняют буквы местами, не видя разницы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту для получения точного диагноза и разработки индивидуальной программы поддержки.

СОВЕТ №2

Изучите методики обучения и подходы, которые помогут вам или вашему ребенку эффективно учиться и развиваться, учитывая особенности дислексии.

СОВЕТ №3

Ищите сообщество поддержки для обмена опытом и получения поддержки от людей, сталкивающихся с теми же трудностями.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...
Поделиться с друзьями:
Твитнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Дислексия Ссылка на основную публикацию
Дислексия
Статьи
Похожие публикации
    • Читайте также:
      Ринолалия
    • Читайте также:
      Брадилалия
    • Читайте также:
      Заикание
    • Читайте также:
      Алалия
Добавить комментарий
Нажмите, чтобы отменить ответ.
Популярные статьи
Таблица разрешенных продуктов при подагре
Таблица разрешенных продуктов при подагре
Изображение для публикации не задано
Эностоз
Изображение для публикации не задано
Пластины при переломах
Ваготония
Ваготония
Список запрещенных продуктов при подагре
Список запрещенных продуктов при подагре
Бактериальный вагинит
Бактериальный вагинит
Первые признаки подагры как определить
Первые признаки подагры как определить
Свежие публикации
  • Овсяное молоко — полезные свойства и пошаговый  рецепт приготовления
    Овсяное молоко — полезные свойства и пошаговый рецепт приготовления
  • Нардек или арбузный мед — полезные свойства и рецепт приготовления
    Нардек или арбузный мед — полезные свойства и рецепт приготовления
  • Медовые лекарства  — как лечить кашель продуктами пчеловодства
    Медовые лекарства — как лечить кашель продуктами пчеловодства
  • Сухой кашель — причины сухого кашля и как его лечить правильно?
    Сухой кашель — причины сухого кашля и как его лечить правильно?
  • Лепешка с медом — простое и эффективное средство от кашля
    Лепешка с медом — простое и эффективное средство от кашля

Адрес: г. Нижневартовск, ул. Нефтяников, д. 72б.

Телефон: 8 (3466) 688-003

Email: [email protected]